Русско-турецкие загадки Багаевской истории.
Не всем известно качество эмоции исследователя, который искал факты, собирал по крупицам немногочисленную и малодоступную информацию, и, наконец, находил искомое. А как оценить чувства, охватывающие поисковика, когда выясняется, что искомое находится, к тому же оно носит характер неожиданного, странного и необычного.
Вот уже пять лет прошло со дня первых моих наблюдений и поисков области исторических описаний возникновения и перемещения станицы Багаевской. В течение этого времени приходили факты, опровергались мнения, возникали предположения, иногда ошибочные, порой же абсолютно верные. Источником данной статьи послужили факты, которые я нашел в течение последних лет. Но в силу некоторых причин, факты долгое время так и не выстраивались в логичный ряд до сего дня. И очень хорошо, что линия фактов, наконец — то стала явью!
Но, обо всем по порядку!
О нашей станице, образца XVII века, говорят лишь немногие, скудные обрывки из записей путешественников, атаманов, косвенные упоминания из выписок по войсковым (Войска Донского) челобитным, и, находки артефактов на Багаевском городке. Именно поэтому, каждое слово, словосочетание, тем более, несколько предложений, указывающие на происхождение нашей станицы особо значимо!
Доподлинно известно, что в январе 1667 года турецкий путешественник ЭвлияЧелеби проехал путем от Переволоки до Азова (от современного Цимлянского водохранилища до Азовского моря). О своем путешествии он оставил записи, которые анализировали многие исследователи, в том числе советские, российские ученые во второй половине XX начала XXI веков. В частности В. Н. Королев в своей работе касательно нашей округи пишет: «МАХАЛ (предположительно Михапевский), КЮРЕН, КАРЫНА. (предположительно Бабский). МАЙКОВ (предположительно Ба-гаевский или Маноцкий). Большая крепость. ЖАПУХА. (предположительно Маноцкий или Багаевский)...»
Стоп! В скобках мы видим замечания Королева. Он колеблется в своей идентификации «Маноцкий или Багаевский». Мы знаем, что Маныческий городок древнее Багаев-ского на целых пол века. Логично предположить, что большой крепостью являлся именно Маныч, а не Багай. Однако, упомянутое Эвлией «Мачков» куда ближе по звучанию к Манычу, чем неудобопроизносимая «Жапуха». Потому мы предполагаем, что «Жапуха» Эвлии и есть Багай образца 1667 года, а «Мачков» - это Маныч.
Что же турецкий путешественник пишет о Жапухе? «Расположен на северной стороне Дона неподалеку от Азова; вблизи городка ’’встречаются гористые и лесистые участки”. В городке 10 тыс. воинов и немного татар-хешдек (’’ибо говорят, что они уходят к османам, убегая в...Азов’’). Большая деревянная крепость. ”Во внутренней крепости есть прочные, кирпичные строения", а всего в городке до 10 тыс. "новых домов, крытых тростником и камышом”, 40 церквей, "торговые ряды и базар очень красочны". "В прошлом этот большой город был мусульманским городом", и разрушил его Тимур; в окрестностях — "страна руин”, которую путешественники едва пересекли за целый день. Автор ”от самой Астраханской области ... не встречал такой плодородной земли, обилия жилищ и жителей”; места здесь изобилуют ’’лугами, усеянными тюльпанами”, и ’’являются пастбищами и полем битвы ногайских татар”.
Мы видим массу любопытных замечаний и явных преувеличений. Упоминания татар в городке правдоподобно. Несколько казачьих источников говорят нам о том, что в Багай — городке первоначально жило много калмыков и татар (Донской аристократ и богач Алексей Мартынов оставил записки середины XIX века, в которых уверял, что казаки станиц Грушевской, Маноцкой, Багаевской и Илав-линской - калмыки и татары, принявшие христианство, а по Хопру, Медведице и Бузулуку - чернь русская”).
Большой деревянной крепости в нашем понимании у Багая — Жапухи не было. Археологические раскопки и описания многих других авторов подтверждают, что казаки ограждали свои поселения тыном, который Эвлия и выдает за деревянную крепость. Нет так же подтверждения существования кирпичных построек XVII века ни в Маныче, ни в Багаевском. Есть остатки фундаменов, кирпичная крошка, изразцы, только и всего! Так же как и сорок церквей - явный перебор. Ясно одно: Жапуха каким - то образом произвела на Эвлию большое впечатление.
Теперь об имени Жапуха. ЭвлияЧелеби — турецкий путешественник. Конечно же, ему будет свойственно объяснять имена городов, рек и географические термины знакомыми ему турецкими словами! Жапуха очень напоминает турецкое слово «Чапух» (в переводе на русский «быстро»). Каждая буква данного слова имеет особое значение. Поэтому: небольшой экскурс в русско-турецкий словарь! Правильно в современном турецком языке (впрочем, правила языка меняются) «быстро» пишется как «фаЬик» - «Чапух». Требовательный историк, критически настроенный читатель должен спросить: «Ну, чего же вы притягиваете Жапуха к Чапух?». И мне такое сопоставление казалось совпадением. Но... в турецком языке буква «<£» читается как «Ч», а очень похожая на нее буква «С» в турецком читается как «Дж». А теперь представьте, что вы в старинном турецком тексте, а скорее в его позднем переводе на современный турецкий язык не заметили у буквы «С» обязательную завитушку «ф » и читаете вместо положенного «Чапух» «Джа- пуха». Королев В. Н. теряется в определении такого термина как Жапуха и оттого не уверен, что «Багай» и «Жапуха» или правильнее «Чапух» одно и то же.
А теперь следующая информация:
- на карте 1704 года голландца, адмирала Крюйса сподвижника Петра — I городок Багай, как мы и правильно полагали, находится на большом острове, омываемом Доном и достаточно длинной протокой на карте названной Быст-рянский ерик. Запомните имя ерик Быстрянский!
- на военно — топографической карте 1853 года присутствует ерик Быстрой, примерно там же, где его и указывает адмирал Крюйс!
- до сих пор термин «ерик Быстрый» употребляется применимо к ерику «Прокопной»
- географические имена или топонимы хранятся долгое время.
- «Быстрянский», «Быстрый», и «Чапух» с турецкого — суть одного и того же географического объекта — протоки подмывающей городок Багай - предка нашей современной станицы!
Необходимые выводы:
- в силу своего турецкого происхождения путешественник ЭлияЧелеби в своих описаниях ряду исторических названий Нижнего Дона дал неизвестные современным исследователям «нерусские» имена.
- ЭвлияЧелеби называет один из казачьих городков «Чапух» по имени стремительного рукава Дона.
- На русских военных картах голландца Крюйсаерик который подмывал в 1704 году (позднее записок Челеби на 37 лет) городок Багай зовется Быстрянский
- «Чапух» в переводе с турецкого «быстро» существовал именно в районе названного русскоязычным населением «Быстрянский ерик» (думается, было в этом ерике — протоке, что — то особенное, быстрое, стремительное!)
- «Чапух» в качестве славянского перевода сохранился до сих пор в качестве гидронима ерик «Быстрый»
- Все предыдущее дает нам право заявить, что топонимы «Багай» и «Быстрый» связаны, и описания ЭлвииЧелеби по отношению к городку казаков под именем «Жапуха» относятся к истории раннего городка донских казаков Багай!
- От старинного ерика Быстрянский остался лишь рукав, некогда, соединяющийся с Волковым ериком и бывший одним целым: старым руслом батюшки Дона.
А. ШАПОРЕНКО, учитель обществознания Багаевской СОШ №3
__________________________________________
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА В ИСТОРИИ БАГАЕВСКОЙ.
1648 годофициальной, на данный момент, версией появления Багаевского казачьего городка считается обоснование краеведа Рыбалкина А.Ф. о том, что своим появлением будущая станица обязана 1648 году. Данное мнение подтверждается решением войскового казачьего круга от 6 февраля 1648 года. Читаем дословно: «...ниже Кутлубанского острова, верст с пять, остров Багаевской: с одну сторону - река Дон, а с другой речка Багай; в длину того острова на версту, а поперек - на полверсты. И тот остров первого угожее, городу - де быть на том острову можно ж».
Ясно, что документ лишь косвенно указывает на дату образования городка Багай. Кроме данного документа, других подтверждений существования поселения вплоть до 1672 года пока не имеется. Казаки ввиду активизации противника после оставления донцами Азова вынуждены были укрепить оборону Маныча и Бессергеневской, основав промежуточный форпост на Багаевском острове.
КОТЛУБАНЬ, БАГАЙ,БАНЯ, ДОЛГИЙ (ГОРЕЛЫЙ)
Итак, мы имеем в распоряжении первых два острова: Кутлубанский и Багаевской.
Ввиду современного существования ерика Багай на топографической карте, локализация Багаевского острова примерно ясна. Почему примерно? Потому что военные российские карты XVIII века Нижнего Дона указывают нам НЕ на остров, находящийся на месте современного ерика Багай (правобережье Дона), а на возвышенность между нынешней станицей и хутором Белянин (левобережье). Дон тек огромной петлей от современного парома на юг, минуя бугор на котором стоит Белянин и впадал в затон Немчика. Современного русла еще не было!
Нахождение Кутлубанского острова можем назвать предположительным! Выше Багаевского острова, преодолев расстояние, указанное в казачьем доку-менте есть современный ерик «Баня». А теперь несложная математика: Верста — русская единица измерения расстояния, равная пятистам саженям или тысяча пя-тистам аршинам (что соответствует нынеш-ним 1 066,8 м, до реформы XVIII века — 1 066,781 м. То есть 5 верст - это 5 км 334 м. Что может быть выше по течению в 5 км от Багая? Правильно! Стародонье, остров Долгий (Горелый) и Баня!
Кутлубан - Баня созвучны: совпадение расстояний между объектами дает нам право сказать, что Кутлубанский остров находился в районе современной «Бани». А сам топоним «Кутлубан», «Котлубань» означает котловину, излучину с глубокой ямой. Вполне вероятна версия, что со временем «Кутлубан» превратилось в более ясное современникам имя «Бан», «Баня». Тем более, что «Баня» имеет, по мнению лингвистов, этимологию: «И наше "баня", и сербское "банья", и французс¬кое "bain" ("бэн" - "ванна", "купальня")».
ЗАТОПЛЕННЫЙЧЕРКАССК И ПЕРЕЕЗДЫ ЦЕРКВИ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
В дальнейшем нашему «островному» исследованию помогают несколько источников. В одном из исторических источниках мы читаем: «Несмотря на все предосторожности, Черкасск сокрушительно разорялся водой в 1740, 1744, 1773, 1786 гг.». Запомним эти даты!
И если в 1594 в описи Багая нет, то в 1643 здесь турки что-то уже сожгли. В 1692 г 9 января «дана была «Псалтырь со воследованием» «в часовню в городок Багай». Во-первых, это значит, что багаевцы были в составе войсковой станицы на Москве - потому, что такие «дачи» делались патриархами в руки подходившим под благословление казакам, а во- вторых, имелась своя часовня. Довольно скоро ее заменили церковью (тоже деревянной) во имя св. Николая Чудотворца; такое заключение мы делаем оттого, что в 1740 церковь эта уже была ветхой. Год от года к ней подбирался Дон. Наконец, 27.11.1744 церковь переставили на новое, безопасное место. Разборка, сборка укоротила жизнь обветшалому храму. В 1747 начали рубить новый. Деньги дал войсковой дьяк, видимо багаевский по рождению, Пантелей Селиванов. Освятили новую Никольскую церковь в 1751 году, она просуществовала более 30 лет. Место, кажется, не лучшее было выбрано, потому что в 1782 году заложили третью церковь «на другом, более безопасном от вод, месте» освящена она была 8.10.1783 и стояла до переселения станицы за реку, где ее освятили 23.04.1805 году.
XIX век: Буян, Залопатинка, Рогачевка,Угловатый, Химичев
Уже к 1823г. на новом месте в станице "имелось: церковь деревянная - одна, общественных строений кирпичных - одно (станичное правление), частных домов каменных (кирпичных) - три. Деревянных строений - 326, мельниц: водяных - 8, ветряных - 4,промышлен¬ных заводов по засолке и копчению рыбы - 4". На новом месте ст. Багаевская расположилась на трёх больших островах: первая часть-центр станицы, вторая - Рогачёвка, к югу от центра, третья Залопатенка, к северу от центра. Между Залопатенкой и Рогачёвкой ещё было озеро Калинич. Между четвёртой и шестой улицами была определена станичная площадь. Первая деревянная церковь находилась на территории со¬временного консервного завода, на месте очистных баков. Через 30 лет по причине размывание берегов, что угро¬жало церкви, её перенесли на северную часть станичной площади. "Утварью церковь достаточна. В ней есть Евангелие (1717), а другое 1636г. Апостол 1704г. Пролы 1685г." На бывшем месте церкви построена кирпичная каплица. Кирпичная трёхпристольная церковь была построена в 1896г. в центре станичной площади (разрушена и разобрана была с 1936 по 1939г.г.)
Как мы видим, переселение станицы не принесло желаемого спокойствия. «1» и «2» улицы станицы ушли под воду Дона (современный Донок); образовался остров Буян (на карте 1853 года он назван Угловатый); станица расположилась на трех островах, соединенных дамбами и мостами; остатки старинного острова Багаевского получили (на карте 1853г.) имя Химичев (видимо по фамилии владельца); церковь вновь «переехала».
Материалы подготовлены учащимися БСОШ№3 (НОУ «Эврика»), отредактированы учителемобществознания А.В ШАПОРЕНКО
_________________________________________________
ОСТРОВА И ИСТОРИЯ.
Котлубань, Горелый, Долгий, Багай, Буян, Угловатый, Химичев, Рогачевка, Залопатинка, Станица, Старый городок - какое, на ваш взгляд, слово могло бы наиболее точно показать связь данных терминов? Топонимы? Имена нашей малой родины? Архаизмы? Мы предлагаем свою версию: всё это прежние и нынешние острова на реке Дон, так или иначе, связанные с историей возникновения и непростыми событиями из жизни станицы Багаевской.
ОСТРОВА В КАЗАЧЬЕЙ ИСТОРИИ
Пойма Нижнего Дона исторически долгое время была динамической системой, постоянно меняющей русло, срезающей излучины... Ну и главное - постоянно образующей и уничтожающей острова.
Острова на реке Дон дело не редкое и на протяжении долгого исторического периода их возникновение и исчезновение было обусловлено особенностью геоморфологических процессов региона. В рамках изучаемого нами казачьего периода истории нам любопытен факт «островной жизни нижнедонских казаков, в том числе и багаевских».
"Городки, все без исключения,— как писал В.Д. Сухорукое,— стояли при больших реках: Доне, Донце и Медведице, по удобности в тех местах промыслов, от коих казаки имели тогда пропитание, и для лучшего защищения от неприятельских набегов.
С учетом последнего обстоятельства для поселений выбирались места, представлявшие интерес и важность в тактическом отношении, хотя местоположение отдельных населенных пунктов явно говорит и о стратегических целях, которые преследовало казачье сообщество в борьбе с азовцами и другими врагами.
По наблюдениям адмирала К.Крюйса 1690-х гг., донские городки в большинстве
своем были построены на речных островах.
В этом отношении типичным являлось расположение войсковых центров—Раздорского городка на острове, образованном Доном и Сухим Донцом и прорезанном еще протоком Порочным, и Черкасска, крепкого "естественным местоположением, ибо с од-ной стороны он защищаем был рекою До-ном, а с прочих многими протоками, как среди самого города, так и вне оного в разных направлениях протекавшими. На острове размещался и Монастырский городок, который построили на мысу, образованном изгибом Дона и отделенным протоком от Аксайского острова. Впоследствии и некрасовцы, ушедшие на Кубань, создавали свои поселения традиционно "по островам за водяными заливами и багнами (низкими топкими местами, вязкими болотами — В.К.), в крепких местах ".
Следующую общую сводку данных о казачьих городках дают документы, относящиеся к Азовским походам Петра I. Приводим сведения из походного журнала царя 1695 г. и 'Тетради записной", как пошли певчие дьяки под Азов" 1696 г. и БАГАЕВ. "На правой стороне стоит, на берегу".
У В. Д. Сухорукова говорится, что городки "были маленькие крепостцы, или острожки, обнесенные вокруг стеною из двойного плетня или двойного палисадника, внутри набитых землею, отчего и получили название городков".
В полную силу учитывались защитные особенности местности и в первую очередь водные преграды, островное или низменное местоположение, извилистые речные русла, "крепи"- густые пойменные леса. Особое оборонное значение имела вода. У донцов и запорожцев, писал один из авторов первой половины XVII в., "надея и отухавшелякая (всяческая надежда — В.К.)есть вода". Расположение городков среди воды хорошо защищало их даже при слабых оборонительных средствах.
"Причина житья в домах, полных воды,— замечал С.Т.Пивоваров,— не иная, а именно та: неприятели... всегда выходили на грабеж весною, когда не было нужды давать коням сена и овса, а людям квартир, а вес- ною-то станицы и затоплены водой, а у грабителей лодок не было. Осенью, особенно зимою нашим неприятелям нельзя было выезжать из своих жилищ без хлеба и без квартир. Зима грозила сильнее сабли и пороха". Неслучайно один из русских дворян, характеризовавший Махин остров, куда казаки вышли из Азова в 1642 г., как "не-великое место", тем не менее замечал, что там "около все вода, и от турских и от крымских людей мочно сидеть бесстрашно".
И ОГОНЬ, И ВОДА
В некоторых городках, стены которых нельзя было "раздвинуть" по условиям природы, с ростом населения возникала скученность строений. Страшным бичом для раннего казачества и его поселений были весенние половодья, которые превращали воду-защитницу в неистового врага, разрушавшего городки и уносившего с волнами и ветром курени и хозяйственные постройки. В низовых районах Дона, от станицы Кочетовской до впадения реки в море, затапливалось до 58 процентов территории.
С уменьшением военной опасности станицы стали переходить в более уда-ленные от воды местности: как замечал С.Т.Пивоваров, "когда наши враги пред нами умолкли... тогда и наши казаки начали вылезать из воды и из камыша на возвышенные сухие места". Но и после этого многим казачьим селениям не удавалось полностью избежать последствий наводнений. В первой половине XX в. во время сильных половодии частично затапливались Ольгинская, Заплавская, Кривянская, Багаевская, Раздорская, Кочетовская, Потемкинская и другие станицы, где превышение горизонта воды над отметкой земли достигало в среднем около 1 м.
Несмотря на все предосторожности, Черкасск сокрушительно разорялся водой в 1740, 1744,1773, 1786 гг.
Особенности застройки, связанные с половодьями, приводили к еще большей скученности жилищ, а последняя, в свою очередь, вызывала частые пожары, при которых отдельные городки сгорали целыми районами или даже полностью. Так, пожар 1670 г. уничтожил большую часть Черкасска, пожар 1687 г. — весь Черкасск, в 1744 г. "почти весь город с общественными и частными сокровищами и более 200 жителей" стали жертвами нового страшного пожара. Некоторые черкасские станицы целиком выгорали в 1710,1767,1773, 1791 и 1797 гг.
Материал подготовлен учащимися БСОШ№3 (НОУ «Эврика»), отредактированы учителемобществознания А.В ШАПОРЕНКО
__________________________________________